Россия: |
В отзыве есть: Достопримечательности, История, культура, обычаи, Люди и обычаи, Природа и погода, Бизнес, покупки, Личные впечатления, Транспорт и др. полезная информация, Еда, напитки, курево :)
Регион Истрия, Пореч. Отель Лагуна Матерада.
Оператор PAKS. Агентство Интернет-Обновление.
Все не было времени дописать свои впечатления от поездки, но вот, наконец, закончил свой рассказ и публикую его…
На дворе кризис, но отдыхать-то нужно, а тут и очередной отпуск подоспел. На семейном совете решали: куда подадимся на этот раз. Мы всегда стремимся совместить отдых с изучением новой страны. Отдыхать как «овощи» на пляже – не для нас, нужны новые впечатления и новые достопримечательности. На этот раз решили посетить Хорватию. Многое говорило в пользу этой страны. Во-первых давно хотели осмотреть этот уголок Европы - многие знакомые хвалили. Во-вторых, туда пока не нужна виза. Ну и в третьих - очень благоприятный климат именно в это время года: где еще в конце июля нет сумасшедшей жары, но есть замечательное теплое море?
Путевки покупали, как всегда в агентстве Интернет-Обновление. Когда-то много лет назад мы попали туда случайно – это было ближайшее агентство-представитель ТЕЗ-Тура, и ютились они в одной комнатке под крышей одного из особняков на Полянке. Помню, как смешно мы искали путь в офис первый раз – нас вела туда сотрудница, а вот обратно мы так и не смогли сами сразу выйти, слишком много переходов, подъемов и спусков надо было преодолеть. Сейчас уже у них большой офис и все по-другому, но мы часто вспоминаем именно этот старый офис. Ну, достаточно лирики – как всегда по порядку…
Отель выбирали по рекомендации друзей, которые ездили в Хорватию в прошлом году. Наверное, по соотношению цена-качество Лагуна Матерада один из лучших отелей региона. Во-первых, он расположен на окраине Пореча, далеко от суеты города, окружен зелеными рощами и множеством частных пансионов. У отеля замечательная зеленая территория с газонами и соснами вместо пляжных зонтиков. А кухня отеля выше всяких похвал. При этом цена номеров довольно приемлемая. Отель считается трехзвездочным, но тянет на полновесные 4 звезды. Подробнее опишу уже по ходу рассказа.
Летели чартером из Домодедова. К сожалению, утренние рейсы уже были раскуплены, а рейс в 16.50 объединили с более поздним. Чартеры всегда немного опаздывают – на этот раз, всего, на час. Но в результате мы опоздали на ужин, т.к., в Лагуну Матерада завозят туристов последними из всего Пореча. Пришлось довольствоваться холодным ужином. Маловато, конечно, после дня проведенного в пути, но ведь в самолете тоже кормили. Номера в отеле маленькие – это, пожалуй, основной недостаток, наряду с отсутствием в номере холодильника, но мы втроем себя чувствовали вполне комфортно.
Несколько слов о Хорватии, Истрии и Порече. Не буду повторять туристические проспекты – скажу лишь личные впечатления. Очень зеленая и какая-то «уютная» страна. Отзывчивые люди, чем-то похожие на нас. Особенно это впечатление усиливается, когда понимаешь, что хорватский язык очень похож на русский - так похож, что тебя все понимают, и ты скоро тоже начинаешь понимать местных жителей. В Хорватии потрясающая природа, такое сочетание сосновых лесов и средиземноморья, которое нигде не встретишь. Нет голых камней и низкорослой растительности Греции и Кипра или каменистой пустыни Египта и Туниса. В любом месте побережья все утопает в зелени, а уж что говорить про горы. Своя специфика и у побережья – везде скалы или бетонные набережные с лесенками. В лучшем случае, вход в море будет галечным. Песочка, как в других странах, вы здесь не найдете. Зато море – чистейшее. Истрия - это бывшая часть Италии. И по стилю, и по обстановке, и по архитектуре, и, тем более, по кухне она очень напоминает Италию. Много старинных городков с итальянской архитектурой, но гораздо более светлых. Пореч – типичный представитель именно таких городков, с остатками крепости, старинным собором и брусчаткой на улицах, отполированной тысячами ног туристов. Даже имеет старое римское название – Поренцо. Расположена историческая часть Пореча на небольшом полуострове. Обойти все можно за полчаса. Римских строений почти не осталось – в основном средневековые строения. Главная достопримечательность – собор святой Евфразии с колокольней, с которой виден весь город. До исторической части от отеля можно доехать на туристическом паровозике за 10 кун. Ну, обо всем по-порядку.
Первый полноценный день после приезда все обычно посвящают морю. Хочется накупаться, позагорать и просто отдохнуть от суеты и дороги. Мы так и сделали. Всем рекомендуем сразу купить складные коврики в ближайшем магазинчике или маркете – очень удобно загорать. Вообще покупки дешевле делать в магазинчиках с названием «маркет» - один был неподалеку, по дороге в город. Это такая смесь продуктового магазина с набором наиболее популярных промтоваров, типа спортинвентаря и другой мелочевки. Местная валюта – куны (Kn). Курс в это время был в среднем около 5 кун за доллар и 7 кун за евро. В отеле берут комиссию за обмен, а в банках комиссии либо нет, либо она ниже, но всегда нужно считать. В городе много обменников, но наиболее выгодный курс был в газетном киоске по дороге в город около того же маркета. Чтобы вы понимали разницу в ценах – в маркете бутылка воды 1.5 литра стоила около 5 кун, а в ресторане отеля 0.5 литра воды стоит 14 кун. Это плата за неограниченный «шведский стол» в ресторане отеля вечером. Питание в ресторане отеля просто шикарное. Несколько видов мясных и рыбных блюд, салаты, соусы, закуски. Великолепные десерты, выпечка. Много фруктов, арбузы, мороженое. Но с другой стороны, даже за деньги вы не получите в ресторане чай или кофе – просто нет. Только после ужина, уже в баре. Вот такая вот политика. Зато с утра, на завтрак есть и чай, и кофе, и соки. Завтраки не менее обильны и разнообразны, чем ужины.
Перекусить и пообедать можно и в городе. Огромное количество кафе, закусочных, пиццерий. Вообще процветает итальянская кухня – ведь до 1946 года Истрия была частью Италии. Пицца и паста ничуть не хуже, чем в Италии – бывали и можем сравнивать. Только лучше выбирать кафе не на самом побережье, а чуть в глубине. И цены пониже, и отношение повнимательнее. Мы чаше перекусывали днем фруктами из маркета и разной выпечкой. Завтрак плотный, а если еще и обедать, то к ужину не успеешь проголодаться.
Теперь о том, что стоит посмотреть в Хорватии и Истрии, в частности. Мы, когда еще собирались в поездку, совсем не такой представляли страну, какой она оказалась на самом деле. Наверное, здесь накладывался и отпечаток старого внутриюгославского военного конфликта, и стандартное представление о курортах. Нет, конечно есть проявления и того, и другого. Но в целом, Хорватия, особенно в Истрии, напоминает некую игрушечную или сказочную страну из фильмов-сказок. Маленькие старинные городки, крепости, соборы, и при этом все утопает в зелени и отражается в синем море. Мы сразу решили, что не будем тратить время на шопинг-поездки в районы виноделия и трюфелей – это все можно посмотреть по дороге. И еще мы стараемся избегать официальных экскурсий по нескольким причинам: все показывают «галопом по Европам», а еще обязательно завезут в какой-нибудь «музей папируса» или «рынок трюфелей» с самыми «низкими» ценами, которые оказываются в 2 раза выше, чем в соседнем магазине. Этого не избегает ни один гид, ни в одной стране мира – такое было и в Италии, и в Испании, и, тем более, в Египте.
Если вы можете – берите машину на прокат, покупайте подробный путеводитель и карту, и вперед… С нашей точки зрения, это оптимальная возможность все посмотреть и ни от кого, не зависеть.
Мы взяли машину на 3 дня через нашего гида в отеле. 370 кун в день (около 55 евро), конечно дороговато, но это курорт и цены здесь соответствующие. Взяли серебристый Фольксваген Поло с турбодизелем. Всем рекомендую брать именно дизельный вариант, т.к. цены на бензин очень даже «кусаются». Даже дизельное топливо около 6.7 куны за литр евродизеля. Зато «ест» машинка совсем немного: мы проехали 800 км на 40 литрах топлива, один раз бак залили.
Первый «машинный» день решили посвятить континентальной Истрии. В 6 км от Пореча расположена пещера Березиня. Очень красивый природный объект. Раз в 15 минут экскурсовод берет группу и ведет вниз, наслаждаться зрелищем сталактитов и сталагмитов. 50 кун вход для взрослого, включая проспект. Экскурсовод, молодой парень, вел экскурсию сразу на 2-х языках, немецком и русском. Он сразу спросил, кто в группе и уже на всех ориентировался. Все спускаются своим ходом по металлическим лестницам в почти вертикальную пещеру – 60 метров вниз пешком, а потом столько же вверх. Делаются периодические остановки и рассказ о пещере и видах. Очень красиво, везде подсветка и можно фотографировать без вспышки. В самом низу, в подземном озере показывают реликтовую рыбку с ножками, которая плавает в каменной чаше. Довольно прохладно, в футболке не замерзнешь, но лучше ветровку накинуть. Зато наверху уже жарко. Вокруг пещеры виноградники и персиковые плантации. Вообще отсюда начинается так называемая винная долина – в каждом поселке своя винодельня, свой сорт, дегустационные залы.
Наш же путь лежал дальше в городок художников и мастеров. В 26 км от Пореча на высокой горе расположен очень маленький и очень красивый городок Гражнян. Он около 200 м в диаметре и со всех сторон ограничен отвесными склонами, кроме подъездной дороги с горы. Кто поедет на машине от Пореча – не поворачивайте по указателю на Гражнян сразу после моста через речку. Эта дорога короткая (3 км), но из гравия. Будете ехать медленно под барабанную дробь камней по днищу машины. Лучше проехать чуть дальше по дороге, где будет еще один поворот, на отличную асфальтовую дорогу, правда с серпантином. Сам Гражнян очень небольшой, и весь состоит из галерей, салонов, мастерских и магазинчиков сувениров. Художники здесь живут, работают и прямо здесь же все и продают. Обойти весь город можно минут за 15, но все равно найдутся уголки, где еще не был. Куда не поедешь, все равно выйдешь на обрыв, на любой окраине города. Очень приятно было пообедать в небольшом ресторанчике в центре, с тенистым двориком. Уже уезжая, мы обнаружили афишу джазового фестиваля в Гражняне, который проходит ежегодно в июле-августе. Мы просто услышали у собора репетирующий джаз-оркестр и заинтересовались. Оказалось, что концерты проходят под открытым небом ежедневно и совершенно бесплатно. Поэтому мы вернулись в отель на побережье, позагорали и поужинали, а потом вернулись в Гражнян и послушали великолепный концерт бразильской джазовой певицы с оркестром. Судя по тому, как народ разъезжался после концерта в час ночи, не мы одни приехали на него с побережья.
Второй день аренды машины мы выделили для обзора городов побережья. В первую очередь хотелось посмотреть Пулу с ее древнеримскими Аркой, Форумом и Колизеем. Доехали до Пулу довольно быстро по скоростной трассе, но пришлось постоять почти в московской пробке на въезде в город. Припарковаться в центре почти нереально, тем более бесплатно, но нам это удалось. Вообще в исторических зонах городов везде платная парковка, и еще разная по времени и стоимости: красная зона – не более 1-2 часов и самая дорогая (3-4 Kn/час), желтая – 3-5 часов и подешевле (2 Kn/час), и т.д. Мы же умудрились нарушить правила (по незнанию и странной разметке) и проехать 50 м по полосе для городского транспорта (почти односторонняя дорога), а потом выехали на дорогу к зонам отдыха между Арсеналом и скалой. Там, в 200 метрах от исторического центра слева на подъеме можно бесплатно припарковаться, что мы и сделали. В Пуле всего намешано. Тут тебе и древнеримские развалины, и средневековые дома, и крепость с бастионами, явно более поздней перестройки. Крепость господствует над старым городом и в ней неплохая выставка старых фотографий и утвари. Стоит посмотреть церковь бенедиктинцев, собор, римский арки и Форум. Форум состоял из двух храмов, но один сохранился полностью (внешне) , а из другого перестроили муниципалитет. Впечатляет и римский Колизей, построенный более 2000 лет назад. Сейчас там проводят концерты и другие мероприятия. Но мне лично больше нравится римский и тунисский Колизеи. Мы так умаялись, обозревая развалины, что решили перекусить и искупаться. В Пуле несколько зон отдыха. Даже имея карту, не так просто найти правильную дорогу. Но мы справились с этой задачей и посетили городской пляж. В Пуле он мне почему-то напомнил что-то от нашего Сочи или Ялты. Видимо такими же портиками в стиле классицизма на набережной и местной молодежью, ведущей себя так же, как наши граждане у себя на пляже.
Отдохнув и искупавшись, мы направились в сторону Ровиня, благо он как раз расположен между Пулой и Поречем. Решили проехать дорогой по побережью, вместо скоростной трассы. Кстати, эти маленькие дороги полны своего колорита. Только здесь увидишь разные непарадные сценки из местной жизни, небольшие села и городки. А часто они гораздо пустыннее основных магистралей. Ровинь – жемчужина побережья Истрии, город на скале над морем, во многом напоминающий Венецию. Такие же выходы из двориков к морю, Такие же фасады домов, выходящие прямо к воде. И в то же время, стоящий высоко на скале собор святой Еуфимии со штурвалом в руках – покровительницы моряков и путешественников. Улочки города вымощены светлой брусчаткой, отполированной ногами настолько, что начинаешь скользить по ней, как по льду. Все улочки старого города ведут наверх, к собору. Собор большой, помпезный и немного неуютный, как все большие католические храмы. Зато по дороге встречается множество сувенирных магазинчиков с замечательными изделиями местных мастеров. Это вам не китайские поделки, заполонившие мир, а настоящая керамика, авторские работы. Долго можно рассказывать о городе, но лучше посетите его сами. Этот день был очень долгим, и мы еле успели к ужину.
Третий день наших автоэкскурсий был изначально выбран для поездки на Плитвицкие озера – жемчужину Хорватии, природный заповедник с водопадами, долинами и озерами. Это надо смотреть обязательно. Конечно это тяжелая поездка из Истрии, но она того стоит. Расскажу немного подробнее про дорогу, может кому и пригодится. Кто-то напрокат возьмет, а кто-то и на своей поедет. Выехали рано, т.к. до озер около 250 км. От Пореча надо ехать на Пазин (Pazin) – город в центре Истрии, после него на Риеку (Rieka, около 80 км). Дороги в Хорватии почти все однополосные, но очень хорошие. Скоростные ограничения есть, но соблюдаются почти как в России. За все время я видел только 2 патруля с радарами. На скоростных магистралях по 2 полосы. До Риеки нужно проехать туннель Учку, платный (28 кун). Можно проехать и через перевал и побережье, но я бы не советовал – это для мазохистов, долго и нудно. После туннеля сразу выезжаешь к Риеке – это один из крупнейших городов побережья Хорватии, в самом углу залива между Истрией и Далмацией. Сам город мы не видели особо, внешне – самый обычный. В Риеке дорога расходится, можно ехать либо вдоль побережья по трассе, либо уходить вглубь континента на Загреб. Мы выбрали второй путь, т.к. планировали возвращаться по побережью. Отсюда начинается платная многополосная магистраль до Загреба. На въезде получаешь талон, а оплачиваешь его уже на съезде с магистрали. Ограничение скоростные особо никто не соблюдает – едут 150 и выше, благо дорога располагает. Много туннелей, хотя не таких длинных, как Учка. Правильнее и быстрее было бы ехать до Карловац (Karlovac) на север, а потом обратно на юг уже по другой дороге до озер, но это крюк в 30-50 км и мы решили поехать более коротким путем. Съехали с магистрали у Врбоско (Vrbosko) – 26 кун от Риеки. И дальше через Огулин (Ogulin) до Плитвицкого заповедника. Мы выбрали эту дорогу случайно, но не пожалели об этом. Во-первых, она абсолютно пустая, хоть и довольно извилистая. А во-вторых, какие красивые места мы проезжали – это что-то потрясающее. Маленькие села и городки, сады, поля, долины и холмы. На этой дороге мы увидели следы войны с боснийцами, ведь Босния совсем недалеко. Жуткие контрасты – едешь по такому аккуратному городку, все как игрушечное, и вдруг попадается прямо среди других домов, заброшенное здание, все изрешеченное пулями. И никто не заселяет – так и стоит. До Плитвиц мы доехали за 4 часа с остановками и перекусами. Мы подъехали к озерам сверху и сзади. Тут нет цивилизованных входов в заповедник, но, может быть, стоило войти именно отсюда, совсем другой колорит, и за посещение можно было даже не платить. Эта сторона скорее для «своих», тех, кто приезжает в заповедник надолго и живет здесь. Мы объехали озера снизу и добрались до организованных входов. Первый рекомендую пропустить, он больше для организованных экскурсий и автобусов, а вот второй уже для частных автотуристов. При въезде на парковку вы получаете жетон с чипом, где записано время въезда – при выезде нужно оплатить парковку, которая совсем недешевая (7 кун/час). Нам пришлось заплатить за 6 часов. Парковка у озер, это отдельный аттракцион. Представьте себе территорию в несколько сот квадратных метров, холмистую с перепадами высот метров по 30, заросшую высокими деревьями, с камнями и скалами. Вот на эти скалы и ведут дорожки, а уж на них каждый паркуется как может. Мы, например, стояли на скале над билетными кассами на высоте 25 метров. В общем, большой лес, заполненный машинами. Главное не забыть, где ее оставил, т.к. ни табличек, ни указателей нигде нет. Стоянка прямо на грунте и скалах.
Входной билет 110 кун за взрослого и 55 кун за ребенка от 12 до 18 лет. До 12 лет бесплатно. Билет почти нигде не спрашивают. У нас его спросили только при посадке на катер. Все очень хорошо спланировано. Разработано несколько маршрутов по озерам разной продолжительности от 2 до 12 часов. На каждый маршрут есть карта на разных языках. Мы выбрали маршрут на 4-6 часов – он самый оптимальный. И посмотреть можно почти все и не надо весь путь пешком проделывать. Сначала приходится идти около 1.5 км до станции отправления паровозиков. Паровозик отправляется каждые 20-30 минут. Потом всех везут вверх, к истокам озер. Есть 2-3 остановки, в зависимости от маршрута. Мы доехали до самого верха, последней станции. Оттуда все идут пешком по мосткам и переходам среди озер и водопадов. Потрясающие виды, голубая прозрачная вода, табуны разноцветной форели, чистейшие ручейки, стекающие каскадами. Это все сложно передать – надо видеть, причем самому. Озера каскадами спускаются в долину, где расположено самое большое озеро, по которому ходят маленькие катера. Катер перевозит посетителей до берега, где вход №1. Нам нужно было ко второму входу, который как раз у другого края озера. Можно было вернуться на паровозике, но мы предпочли еще раз проплыть на катере. С парковки мы выбрались в 18.00. Обратно в отель решили ехать побережьем. Спустились вниз от заповедника в долину до Коренники и поехали направо в направлении Оточака (Otocac), от него через перевал по серпантину на Сенж (Senj) и далее на Риеку. Чтобы добраться быстрее, можно было свернуть от Оточака на платную скоростную магистраль и по эстакадам быстро доехать до Риеки. Но мы хотели посмотреть побережье Далмации и острова в заливе Риеки. Уже в сумерки мы проехали Риеку и через туннель Учка переехали в Истрию. Оставшиеся 80 км проехали в темноте довольно быстро до отеля. Всего туда-обратно около 500 км и 8 часов пути. Мы прикидывали, что на аренду авто, топливо и билеты за 3 дня мы потратили около 2000 кун. Если бы мы брали экскурсии на те же объекты, то на 3 мы бы потратили минимум 4000 кун, а может и больше, да еще не посмотрели бы столько всего, не послушали джаз и т.д. Те же озера на автобусе смотрят 3.5 часа, а мы там провели почти 6. Так что выгода очевидна.
Оставшиеся дни мы в основном загорали, купались и гуляли по Поречу. В предпоследний день поехали на морскую прогулку до Ровиня, с заходом в большой фьорд. Приятная прогулка, только сильно укачивает при волнении на море. Интересно наблюдать пляжи и кемпинги натуристических центров, мимо которых проплывали. Немного странно смотрятся абсолютно голые бабушки и дедушки, проплывающие мимо на катерах. В общем, на любителя. В Ровине на набережной отличный рынок с сельхозпродукцией: вино, масло, трюфеля. Мы купили очень вкусное домашнее ежевичное вино.
Несколько мелких заметок по отелю. У меня сложилось впечатление, что отель и территория рядом с ним – одно из любимейших мест отдыха местных жителей. В выходные отдыхающие вокруг увеличиваются в разы, и в то же время всем хватает места. Родители с маленькими детьми собираются вокруг игровой детской зоны с горками, качелями и т.д. Кто-то играет в теннис и пинг-понг, кто-то в мини-гольф, кто-то в волейбол. В отеле в выходные и вечерами собирается большое количество местных любителей пляжного волейбола 3х3 человека. Иногда тяжело пробиться играть без своей команды. Но уж если ты себя зарекомендовал, то тебя уже начинают приглашать в хорватские команды. Местные ребята очень спортивные, и видно любят активный образ жизни. Море в это время теплое, дождей практически не было. Бывала пасмурная погода, но недолго. Волнение на море было, но без шторма. Пляжи в Хорватии, как и во многих европейских странах муниципальные, даже при отелях, поэтому вдоль моря ходят все, кто хочет. Почти все услуги платные, но доступные. За 3 куны вам дадут клюшку для гольфа, мячик и даже турнирную таблицу с карандашом. Можно взять напрокат любой инвентарь, даже велосипед. Лежаки тоже дают, но большинство предпочитает загорать на своих ковриках, полотенцах или матрасах.
В общем, мы остались очень довольны отдыхом и решили обязательно еще посетить Хорватию – ведь не успели посмотреть так много интересного.